Золотое кольцо России
Золотое кольцо России
Ефремов

Поиск по сайту: 

История Ефремова

    Описание
    Достопримечательности
    Исторические сведения
    Карта города
    Карта региона
    Другие города


 
Флаг
Ефремов
Герб
Ефремов

    История Ефремова типична для многих городов Черноземья и юга Центральной России.

    Появление оседлого населения на территории Ефремова относится к концу XVI века, немногочисленные «охочие люди» занимались бортничеством. Тот или иной участок лесных угодий получил наименование по личному имени или прозвищу владельца. Одним из таких участков был Ефремовский (Офремовский) лес. В годы военно-аграрной колонизации территорий Черноземья в 17 веке владельцем Ефремовского леса становится дворянин Иван Тургенев, который в 1630-х основал деревню Ефремовскую.

    В 1637 году в ходе реконструкции Тульской засечной черты в Ефремовской был построен дубовый острог. Крепость заселялась в основном детьми боярскими и казаками, которые несли службу по охране рубежа и получали за это поместья в окрестностях города. Приток крестьян в Ефремов поначалу носил добровольный характер (жители городков имели ряд налоговых льгот). Ефремовская крепость существовала до 1680-х годов, после чего обветшавшие бревенчатые стены были снесены.

    При Петре I все населявшие город «служилые люди», не являвшиеся дворянами, были переведены в разряд государственных крестьян-однодворцев. Принадлежащие им земли постепенно передавались в собственность помещиков, которые заселяли их крепостными. Статус города Ефремов получил в 1777 году, спустя год был утвержден герб города (используемый и поныне). В 1779 началась перестройка города по регулярному плану с ликвидацией сохранявшегося с 17 века слободского деления.

    На начало 19 века в городе проживало 1816 человек, в основном мещан. Появление мануфактур и небольших заводов в Ефремове относится к 1830-м годам, что привело к росту численности его населения до 3 тыс. человек в 1835. После строительства в 1868-69 годах железной дороги Москва-Тула-Орел-Курск-Киев Ефремов начал быстро приходить в упадок, поскольку зерновая торговля переориентировалась на железнодорожные перевозки.

    В 1874 году через Ефремов прошла железная дорога Тула-Елец (изначально планировалось, что дорога дойдет до Воронежа, однако этого так и не произошло). Это оживило зерновую торговлю и способствовало развитию в городе перерабатывающих производство — мукомольного и винокуренного. Иные виды промышленной деятельности в городе не развивались, а Ефремовский уезд оставался нищей аграрной глубинкой. Зерновая торговля в Ефремове сильно пострадала после появления в 1890 году у лежащих к востоку Лебедяни, Раненбурга и Данкова собственного железнодорожного сообщения. В 1888 году был объявлен банкротом местный общественный банк, 1891-92 и 1898 годах в Ефремове и уезде был массовый голод.

    Перепись населения 1897 года насчитала в Ефремове 9038 человек (в 1861 году было 10,5 тыс.), более трети из которых были крестьянами. В 1900-х годах было проведено благоустройство территории города: появилось уличное освещение, построен водопровод, в 1909 году открыт кинотеатр. Население Ефремова к 1914 году достигло 14,5 тыс. человек, преобладающим типом застройки стали двухэтажные дома с кирпичным первым этажом и деревянным вторым, крытые жестяными листами. В городе активно развивалась розничная торговля, главными торговыми улицами были Подьяческая, Дворянская и Московская.

    После установления советской власти Ефремов стал опорным пунктом хлебозаготовок для снабжения продовольствием рабочих Тулы. Попытки проведения продразверстки в уезде саботировались местными властями, поскольку нищий уезд сам остро нуждался в зерне. Во время крестьянского восстания 1919 года местный гарнизон отказался подавлять его и был заменен отрядами из Тулы.

    После коллективизации основной отраслью промышленности города стала переработка картофеля и зерна в этиловый спирт (промышленное производство создано в 1934). В 1933 году в Ефремове был запущен завод синтетического каучука, первые десятилетия работавший на этиловом спирте.

    В 1960-70-х в связи с увеличением населения города, построены три микрорайона типовых пятиэтажных домов, проведена реконструкция центра города. В 1985 году через Ефремов прошел газопровод Уренгой-Помары-Ужгород.

    В 1990-е годы промышленность Ефремова пережила депрессию и до сих пор не смогла оправиться от кризиса. Население города быстро сокращается.

По материалам Википедии




При любом копировании материала на сторонний ресурс активная ссылка на сайт www.russian-goldenring.ru является обязательной! Если в тексте приведены ссылки на другие источники, необходимо их также указывать.

Наличие ссылок регулярно проверяется.

Копирование больших объёмов информации возможно только после согласования с администрацией.


     

Сейчас на сайте:
54 посетителя, 83 города, 2857 достопримечательностей, 10668 фотографий

Сейчас на сайте:
54 посетителя, 83 города, 2857 достопримечательностей, 10668 фотографий

Случайное фото: Москва. Дом на Кудринской площади
Москва. Дом на Кудринской площади
Подробнее



Индекс цитирования Яндекс.Метрика
Любое копирование должно сопровождаться активной ссылкой на источник
"Золотое кольцо России", 2009-2019

Обратная связь

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
Любое копирование должно сопровождаться активной ссылкой на источник
"Золотое кольцо России", 2009-2019