Золотое кольцо России
Золотое кольцо России
Череповец

Поиск по сайту: 

История Череповца

    Описание
    Достопримечательности
    Исторические сведения
    Карта города
    Карта региона
    Другие города


 
Флаг
Череповец
Герб
Череповец

    Люди жили на территории, где сейчас находится Череповец, с древних времён. Археологические раскопки начала XX века обнаружили здесь одну из древнейших известных стоянок (эпохи мезолита) на севере России. Исследования последних десятилетий выявили ещё несколько стоянок каменного века: Соборная горка, Октябрьский мост, Матурино, река Ягорба.

    С X века на территории современного города существовало несколько постоянных поселений, с культурой, близкой к культуре средневекового города. Основным населением местности были сначала финно-угры, позже здесь поселились славяне. Население занималось охотой, рыбной ловлей и торговлей пушниной (бобёр, куница, лиса). Найденные при раскопках предметы, не изготавливавшиеся на месте, а также восточные чеканные монеты из серебра свидетельствуют о международном характере торговли. К XIII веку из-за активного истребления численность пушного зверя упала, что привело к сокращению добычи и прекращению пушной торговли. С этого времени основным занятием стало земледелие. Население продолжало расти, количество поселений — увеличиваться.

    Первое упоминание о Череповце в документах относится к 1362 году. Тогда был основан Череповецкий Воскресенский мужской монастырь. Основателями его считаются преподобные Феодосий и Афанасий, последний вошёл в историю православной церкви под прозвищем «железный посох» и был учеником самого Сергия Радонежского. Монахи поселились в местности, которая к тому времени уже была заселена и называлась «Череповесь».

    Лингвист А. И. Ященко утверждает, что название «Череповесь», образовано слиянием двух древнерусских слов: «черепь» (возвышенное место, возвышенность) и «весь» (деревня). Таким образом, название Череповесь обозначало поселение, посёлок, стоящий на возвышенности. Есть также предположение, что слово «весь» в названии города произошло от племени весь, которое жило на этой территории с IX века.

    Воскресенский монастырь, как и другие русские монастыри того времени, играл роль не только религиозного, но и хозяйственного центра. Со временем возле монастыря появилось большое торговое село Федосьево (которое и стало основой для будущего города) и множество более мелких деревень и сёл. Было построено несколько церквей. Монастырь владел рыбными промыслами и поставлял рыбу в Москву, он был крупнейшей рыбной вотчиной московских патриархов.

    Монастырь просуществовал 400 лет, неоднократно подвергался разорению в период польско-литовского нашествия. В 1764 году монастырь был упразднён указом Екатерины II (к настоящему времени от него остался Воскресенский собор), а его владения, земли, крестьяне, церкви переданы в казну.

    В 1777 году «для пользы водяной коммуникации» по указу Екатерины II Череповцу был присвоен статус города. С 1780 года Череповец — уездный город в составе Новгородской губернии. В 1782 году был утверждён план регулярной застройки города.

    Однако в конце XVIII века только что появившийся город едва не исчез.

    В соответствии с указом императора Павла I от 12 декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» было предписано упразднить города, «которые окажутся лишними». Санкт-Петербургский военный губернатор генерал от инфантерии Н. П. Архаров, управляющий Новгородской и Тверской губерниями, представил в Сенат предложения об упразднении Череповца и включении Череповецкого уезда в состав Устюженского. В результате в указе от 31 декабря 1796 года в Новгородской губернии осталось десять городов, среди которых Череповца не было. Губернское правление направило 13 февраля 1797 года предписание об упразднении магистрата и переименовании города в посад. В предписании разрешалось учредить во вновь созданном посаде ратушу, если купцы и мещане согласятся содержать ее на свои средства. Все 86 купцов и 298 мещан города объявили о желании остаться в Череповце «при своих жилищах, торгах и промыслах» и содержать ратушу.

    Однако следующим указанием губернского правления было предписано:

…бывшие города Череповец и Лодейное Поле, якоб оказавшияся в числе немогущих существовать посадами, уничтожить, обратя жителей их, именующихся ныне купцами или мещанами, или посадскими, в первобытное их состояние, кроме тех, кои объявят желание записаться и действительно записаны будут в купцы и мещане других городов, что не возбраняется.

    16 марта 1797 года собрание купеческого и мещанского общества выразило несогласие с предписанием. Мещанин Ефим Красильников, уполномоченный собранием, отправился в Москву, добился приёма Н. П. Архарова и передал ему письменное прошение об оставлении Череповца посадом. Прошение дало результаты. 8 октября 1797 года император Павел I утвердил указ, в котором Череповец сохранил статус посада, а его купцы и мещане были оставлены «при своих жилищах, торгах и промыслах беспрепятственно». В качестве атрибута управления посадом была сохранена ратуша, на содержание которой, впрочем, средств из бюджета так и не выделялось. Таким образом, череповецкие купцы и мещане не допустили ликвидации торговли и промыслов в городе и несколько лет содержали посадское управление на свои средства.

    Спустя ещё пять лет, 24 апреля 1802 года, Сенат издал указ «О восстановлении заштатных городов разных губерний», согласно которому в числе восстановленных значился и город Череповец, к которому приписывался уезд. 29 марта 1811 года утвержден герб уездного города Череповца Новгородской губернии. С этого времени Череповец становится полноправным городом России.

    Город рос медленно: на 1810 год число официально зарегистрированных жителей составляло 901. Единственным промышленным предприятием долгое время был кирпичный завод, на котором работало семь человек. Значение Череповца возросло с завершением постройки в 1810 году Мариинской водной системы. Череповец оказался единственным более-менее заметным населённым пунктом на участке водного пути длиной почти четыреста километров. Основным занятием жителей города стало судовождение, ремонт и строительство судов, проводка по шекснинскому участку Мариинской системы барок. Благодаря появлению судоходного пути развивалась и торговля. К середине XIX века количество жителей выросло до 3300.

    Развитие города ускорилось во второй половине XIX века. Этому способствовала, с одной стороны, крестьянская реформа 1861 года, в результате которой значительная часть окрестных крестьян, потеряв наделы, перебралась в город, с другой — деятельность городских купцов и промышленников. Особенно много сделал для города Иван Андреевич Милютин, — купец, судовладелец, промышленник, бывший в течение полувека бессменным городским головой. Благодаря компании «Торговое параходство братьев Милютиных и К» в городе появились гавань, верфь, ремонтный док, механический судостроительный завод. Были построены три морских грузовых брига дальнего плавания: «Россия», «Шексна» и «Алексей» — одни из первых морских грузовых судов этого типа, построенных в России. Милютин был автором проектов подъёма хозяйства города и края, реконструкции Мариинской системы. Вместе с другими череповецкими капиталистами Милютин добился прокладки железной дороги Петербург-Вологда через Череповец, что существенно усилило товарооборот и способствовало экономическому развитию города.

    Стараниями Л. В. Афетова, Е. В. Барсова, Д. В. Колюбякина, И. А. Милютина, Н. В. Подвысоцкого и других к началу XX века в городе существовали, помимо промышленных предприятий: общественный банк, больница, музей (один из старейших музеев северо-запада), сельскохозяйственная школа, Александровское техническое училище, реальное училище, Мариинская женская гимназия, учительская семинария, городское трёхклассное училище, женское профессиональное училище, городская библиотека. По количеству учебных заведений Череповец обошёл большинство уездных и даже некоторые губернские города России. Именно тогда Череповец стали называть «Северными Афинами» и «Русским Оксфордом». В это время каждый шестой житель города был учащимся.

    В первое десятилетие XX века развитие Череповца продолжалось. К 1904 году было завершено строительство железнодорожной станции, через которую с 1905 года пошли поезда железной дороги Вятка-Вологда-Череповец-Петербург. В 1911 году была построена гавань с пропускной способностью 25 млн пудов груза, не считая нефтепродуктов. Численность населения достигла 10 тысяч человек в 1915 году, 12 тысяч человек — в 1917. В городе работало пять промышленных предприятий, общая численность рабочих — 350 человек.

    Революционные события 1917 года город затронули слабо. В начале марта был создан Совет народных депутатов, тогда же в городе появилась организация РСДРП. 26 марта 1918 года собравшиеся в Череповце представители пяти уездов — Кирилловского, Белозерского, Тихвинского, Устюженского и Череповецкого, — направили в Совет Народных Комиссаров СССР ходатайство о создании из этих уездов отдельной Череповецкой губернии. В мае СНК утвердил ходатайство, в результате Череповец стал губернским центром.

    1918—1920 годы прошли неспокойно: хотя власть Советов в городах губернии сохранялась, постоянно происходили волнения, как стихийные, так и возглавляемые бывшими промышленниками, купцами, офицерами, полицейскими. Невдалеке проходил Северный фронт, на котором Красная Армия противостояла войскам Юденича, поэтому особую опасность представляли любые действия восставших на железной дороге, снабжавшей фронт. 1 декабря 1918 года отряд восставших численностью до 300 человек захватил станцию Шексна. Движение поездов прервалось. Реввоенсоветы Вологды и Череповца направили отряды для пресечения мятежа. 3 декабря объединенные отряды взяли штурмом станцию Шексна и село Братково. Активные участники мятежа были арестованы, часть из них казнена. В качестве наказания для деревней и волостей, активно поддержавших мятеж, на них был вдвое увеличен налог. Весной 1919 года возобновились крестьянские восстания. Всё лето чекисты воевали в лесах губернии с отрядами «зелёных». В конце лета череповецкий отряд чекистов был отправлен на подавление крестьянского мятежа, возглавляемого генералом Майером и офицерами Веденским и Жуковым. Восставшие были рассеяны, руководители мятежа арестованы и преданы суду военного трибунала. Генерал Майер и другие организаторы выступления, в общей сложности 31 человек, были расстреляны. В конце 1919 года в Череповце и губернии было объявлено военное положение. В дальнейшем укрепление власти большевиков сделало своё дело: количество выступлений сократилось, а затем они и вовсе прекратились.

    На 1920 год население города составило 16943 жителя. Треть жителей Череповца была неграмотной. На всех предприятиях, вместе взятых, работало 590 человек. В 1924 году был открыт Череповецкий техникум животноводства и молочного хозяйства. Также работали ранее созданные промышленно-экономический техникум, техникум дизелистов водного транспорта (ныне лесомеханический), совпартшкола второй ступени, педагогический техникум.

    В течение десятилетия с 1927 по 1937 год несколько раз изменилось административное положение Череповца. 19 июня 1927 года была упразднена Череповецкая губерния, а из её территории, без Тихвинского уезда, создан Череповецкий округ Ленинградской области. В 1930 году, после упразднения округов, Череповец стал районным центром, теперь уже Ленинградской области. Наконец, 23 сентября 1937 года город и район вошли в состав вновь созданной Вологодской области.

    В 1930-х годах руководством СССР было принято решение о строительстве Волго-Балтийского канала, создании Рыбинского водохранилища и строительстве в Череповце металлургического завода. Одним из основных авторов проекта строительства металлургического завода в Череповце был академик Бардин. В отличие от большинства металлургических предприятий, строившихся «на сырье», то есть непосредственно вблизи от месторождений руды, череповецкий завод решено было строить на пересечении водных и железнодорожных путей, связывающих город с рудными месторождениями Кольского полуострова, углём Воркуты, и позволявших удобно вывозить продукцию. В 1941 году началось заполнение Рыбинского водохранилища. В зону затопления вошла и часть города, из-за чего потребовалось перенести на новое место механическую мельницу, судоремонтный завод (который при переносе был кардинально реконструирован), лесопильный завод, механический завод «Красная звезда», речной порт. Планы строительства завода не удалось реализовать в запланированные сроки — помешала война.

    В Великую Отечественную войну город выполнял функции эвакуационной зоны. Здесь располагались госпитали, сюда эвакуировали жителей Ленинграда. Предприятия города были переведены на производство военной продукции: производилось оружие, амуниция, снаряжение. В июле 1941 года в городе была сформирована 286-я стрелковая дивизия, в сентябре начавшая свой боевой путь на Ленинградском фронте. Из 19300 жителей Череповца и района, воевавших в Великую Отечественную, 7801 не вернулись. 18 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 8200 награждено орденами и медалями, 6 человек — Орденом Ленина, 112 — Орденом Красного Знамени, 1517 — Орденом Красной Звезды, 887 — Орденом Славы. Фронт не подходил непосредственно к Черповцу, но в городе базировались части, входившие в состав Череповецко-Вологодского округа ПВО. В последние годы войны Череповец стал также местом содержания немецких и финских военнопленных. Именно в череповецком лагере содержался знаменитый немецкий ас Эрик Хартман, которому приписывается более 300 сбитых самолётов.

    После войны работы по строительству промышленных объектов в Череповце были продолжены. Уже в 1945 году первые суда принял новый речной порт, построенный в годы войны. В 1952 году была заложена первая доменная печь. 24 августа 1955 года был дан первый чугун — этот день считается днём рождения Череповецкого металлургического завода. В 1958 году начала работать первая мартеновская печь, с которой началось производство стали в Череповце. Строительство завода велось под руководством Диниахмеда Набиулевича Мамлеева, начальника треста «Череповец-металлургстрой» с 1949 года.

    В 1960-х годах в городе создано ещё несколько предприятий, металлургический завод постоянно рос и развивался. 1970-е годы отмечены строительством химических заводов. На это строительство в Череповец, как и во многие другие города по аналогичной причине, направлялось большое количество условно освобождённых из мест заключения (именно в те годы появилось устойчивое выражение «отправить на химию», а слово «химик», помимо специалиста по химии, стало обозначать ещё и условно освобождённого, направленного «на стройки народного хозяйства»). Значительная часть «химиков» осела в городе, благодаря чему укрепилась представление о нём как о «бандитском», отчасти сохраняющееся по сей день.

    В 1978 году был открыт Октябрьский мост через реку Шексну — один из трёх в России крупных навесных мостов, уникальное сооружение, строившееся восемь лет.

    В 1986 году на Череповецком металлургическом заводе пущена пятая доменная печь, за пределами города более известная как «Северянка». На момент пуска это была крупнейшая доменная печь в Европе. В том же 1986 году Череповецкий металлургический завод был реорганизован в Череповецкий металлургический комбинат (ЧерМК). В начале 1990-х годов на его базе было создано акционерное общество «Северсталь».

    Население города к середине 1980-х годов перевалило за 300 тысяч. Во многом благодаря мощным промышленным предприятиям, активно строившим жильё для работников, Череповец быстро рос. В 1977 году город был официально разделён на два района — Индустриальный и Первомайский (в народе «Заречье»). Активно продолжилась застройка района фанерно-мебельного комбината (в просторечии «Фанера»), а с середины 1980-х годов в Череповце появился новый район — Зашекснинский (в обиходе его часто называют «Простоквашино», автора этого народного названия вряд ли можно установить).

По материалам Википедии




    Описание
    Достопримечательности
    Исторические сведения
    Карта города
    Карта региона
    Другие города
При любом копировании материала на сторонний ресурс активная ссылка на сайт www.russian-goldenring.ru является обязательной! Если в тексте приведены ссылки на другие источники, необходимо их также указывать.

Наличие ссылок регулярно проверяется.

Копирование больших объёмов информации возможно только после согласования с администрацией.


     




Случайное фото: Санкт-Петербург. Царскосельский лицей (лицей Пушкина)
Санкт-Петербург. Царскосельский лицей (лицей Пушкина)
Подробнее



Индекс цитирования Яндекс.Метрика
Любое копирование должно сопровождаться активной ссылкой на источник
"Золотое кольцо России", 2009-2024

Обратная связь

Индекс цитирования Яндекс.Метрика
Любое копирование должно сопровождаться активной ссылкой на источник
"Золотое кольцо России", 2009-2024