Основные достопримечательности города сосредоточены в историческом центре, лежащем на Петроградском и Заячьем островах, восточной части Васильевского острова, а также на материковой части, ограниченной с юга Обводным каналом, а с востока Невой. Здесь находятся многочисленные каналы, через которые перекинуто бесчисленное количество мостов. Вдоль улиц тянутся старинные здания в стиле барокко и классицизм, стоящие вплотную друг к другу. Среди музеев стоит посетить крупнейший в России - Эрмитаж, а также Русский музей и Кунсткамеру. Из памятников архитектуры самыми важными считаются Петропавловская крепость, Казанский, Исаакиевский и Петропавловский соборы, Александро-Невская лавра, и конечно же разводные мосты вдоль Невы, являющиеся визитной карточкой города. Самые красивые из них - Дворцовый, Благовещенский и Большеохтинский. Среди скульптурных достопримечательностей самые важные: медный всадник (памятник Петру I), сфинксы и памятник Екатерине II.
В пригородах расположено несколько дворцово-парковых ансамблей, из которых особенно выделяется Большой дворец с фонтанами в Петергофе, построенный по приказу Петра I. В Кронштадте можно посетить огромный Морской собор Николая Чудотворца крепости-форты.
Также в городе и его окрестностях работает множество тематических музеев, на бывшем Варшавском вокзале открыт крупнейший в стране музей железнодорожной техники. Осмотреть все достопримечательности невозможно, поэтому стоит выбрать самые интересные. Обычно у туристов на посещение Петербурга уходит 3-4 дня, из них целый день уйдёт на посещение Эрмитажа. В Эрмитаже удобнее всего выбрать наиболее интересные залы, поскольку пройти все достаточно трудно.
Основан в 1988 году театральным деятелем Р. Фурмановым и стал первым после Революции частным театром. Посвящён актёру Андрею Миронову. В названии было использовано французское слово, означающее "частный театр", позднее оно стало использоваться для именования многих других заведений подобного типа. В 1995 году театр переехал в Дом с башнями, построенный в 1909-1915 годах для архитектора П.И. Розенштейна.
Адрес: Большой просп. ПС, 75/35 (показать на карте)
В 1970-х годах велись работы по обустройству Южно-Приморского парка, что вызвало необходимость осушения территории и отвода протекавших здесь небольших рек. Канал протянулся на 3 км вдоль Петергофского шоссе и на 2 км в сторону Финского залива. В канал впадает 3 реки: Дудергофка, Ивановка и Новая.
Адрес: ул. Маршала Захарова (показать на карте)
Протянулся на 5 километров вдоль исторического центра города. По берегам расположено множество достопримечательностей, среди которых храм Спаса-на-Крови, Казанский собор, здание бывшего Ассигнационного банка, Морской собор. Ширина - до 32 метров. Берега связаны 21 мостом, из которых несколько пешеходных. Банковский и Львиный мосты считаются одними из самых красивых в городе.
Подробнее...
Адрес: наб. канала Грибоедова (показать на карте)
Возник в XIX веке при обустройстве усадьбы Демидова. В советское время на его берегах расположился яхт-клуб. С 2004 года вокруг началось строительство микрорайона "Балтийская жемчужина", канал был благоустроен и дополнен дополнительной узкой частью, расположенной под прямым углом. Сейчас канал выходит к торговому центру, где имеется набережная.
Адрес: просп. Героев, ул. Адмирала Трибуца (показать на карте)
Берёт начало в русле реки Фонтанка и впадает в Неву. До строительства города исток находился в болоте на месте Михайловского сада. Изначально река называлась Мья (от ижорского слова "муя", означающего "грязь"). Позднее трансформировалось в "Мойка". Первые мосты и набережные были деревянными. Сейчас на реке расположено 15 мостов, среди которых наиболее известные - Трёхколенный, Зелёный, Красный и самый широкий в мире - Синий мост.
Подробнее...
Адрес: наб. реки Мойки, Большая Морская ул. (показать на карте)
Главная водная артерия Санкт-Петербурга, единственная река, вытекающая из Ладожского озера. Её длина всего 74 км, но при этом ширина в среднем 500 метров (местами до километра), что достаточно редко встречается у рек такой малой длины. Также интересно то, что полноводность на всём протяжении почти одинаковая. Все мосты Невы, расположенные на территории города (кроме Большого Обуховского) разводные. Развод осуществляется ночью для прохождения крупных судов по реке.
Подробнее...
Адрес: набережные исторического центра и юго-восточной части города (показать на карте)
Естественный водоём, образованный одним из рукавов Невы. На самом деле это не река, а ерик, поскольку её исток и устье принадлежат одному водоёму. Вначале река была очень широкой (местами до 200 метров), но в ходе осушения берегов, создания намывных территорий и набережных обрела нынешнюю ширину (около 50 метров). Название произошло из-за строительства через реку системы труб для доставки воды к фонтанам Летнего сада.
Подробнее...
Адрес: наб. реки Фонтанки (показать на карте)
Длинный залив Балтийского моря, протянувшийся на 420 км, максимальная ширина - 130 км. Залив преимущественно мелководен, наибольшая глубина достигает 121 метра. Берега в основном обрывистые, в северной части (Финляндия и Выборгский район) находится бесчисленное множество мелких островов и фьордов, образовавшиеся в последний Ледниковый период.
Перед городом Сосновый Бор Ленинградской области залив резко сужается примерно в 3 раза, а через 40 километров, за островом Котлин переходит в Невскую губу, глубина которой всего около 3 метров.
Подробнее...
Адрес: Приморское шоссе, Морская наб. / дамба КАД / остров Котлин / дорога в Сосновый Бор / дорога Сестрорецк-Ермилово (показать на карте)
Третий по величине аэропорт России и единственный в Санкт-Петербурге, является международным. Был открыт в 1933 году как аэродром "Шоссейная", пассажирские перевозки начались в 1941, но из-за блокады были вскоре остановлены до 1945. После войны развитие авиаперевозок развивалось очень быстро, вводились новые самолёты, что вызывало необходимость расширения взлётной полосы и здания вокзала.
В 2015 году завершена последняя реконструкция. Сейчас отсюда летают самолёты в самые разные точки мира, а также в различные города России.
Адрес: Пулковское шоссе, 41 Б (показать на карте)
Построен в 1858 году специально для Петергофской железной дороги, связывавшей столицу с летней царской резиденцией. Позднее линию продлили до Гатчины и Таллина. Сейчас вокзал обслуживает только пригородные поезда, следующие в Петергоф, Сосновый Бор, Гатчину, Псков, Лугу, Ивангород и Гдов.
Подробнее...
Адрес: наб. Обводного канала, 120 (показать на карте)
Был открыт в 1853 году для движения поездов в Гатчину, где располагалась царская резиденция. Позднее ветку продлили в Псков, Варшаву и Пруссию. С 1896 года отсюда в Париж стал ходить поезд Норд-Экспресс, отличавшийся вагонами высокого класса.
С 2001 года вокзал закрыт, в здании открылся торговый центр "Варшавский экспресс", а на путях разместилась экспозиция железнодорожного музея.
Подробнее...
Адрес: наб. Обводного канала, 118 С (показать на карте)
Самый старый вокзал России, открытый в 1837 году при строительстве железной дороги в Царское Село. В 1952 году на месте деревянного здания было сооружено каменное, а в 1904 его расширили, после чего вокзал обрёл современный вид.
Возле платформы пригородных поездов под стеклянным навесом установлена копия первого в России поезда. Осмотр этой достопримечательности возможен только при наличии билета на электричку.
Подробнее...
Адрес: Загородный просп., 52 (ст. метро "Пушкинская") (показать на карте)
Центральный вокзал Петергофа, был построен в 1857 году специально для прибытия в летнюю резиденцию членов императорской семьи. Средства на возведение вокзала выделил барон Фон Штиглиц, памятник ему установлен перед зданием. Строительством руководил Н.Л. Бенуа, применивший элементы архитектуры, напоминающие собор в городе Орвието (Италия), над восстановлением которого он перед этим работал.
Адрес: г. Петергоф, Привокзальная пл., 1 (показать на карте)
Единственный вокзал города, открытый не в XIX веке. Проектирование проводилось ещё в 1960-х, но строительство удалось начать только в 2001, в 2003 вокзал начал работать. Поезда проходят внизу насквозь, а залы ожидания и другие помещения расположены над путями.
Поезда следуют в основном в северо-восточных направлениях. Летом организуются дополнительные поезда в Адлер.
Подробнее...
Адрес: Заневский просп., 73 (показать на карте)
При строительстве железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву в начальной и конечной точке были построены два полностью одинаковых вокзала. Проект разработал архитектор К.А. Тон. Изначально оба они назывались Николаевскими, открыты в 1851 году. С 1923 по 1930 вокзал назывался Октябрьским, а позже Московским. С 1931 года в Москву стал ходить скоростной поезд "Красная стрела", в 1970-е электропоезд Р-200, затем "Невский экспресс". В последнее время это расстояние поезд "Сапсан" преодолевает всего за 4 часа. Пригородные поезда ходят также в восточном направлении.
Подробнее...
Адрес: пл. Восстания, 2 (ст. метро "Площадь Восстания") (показать на карте)
Вокзал открыт в 1870 году и связывал столицу с Финляндией, входившей тогда в состав Российской империи. В апреле 1917 года сюда прибыл В.И. Ленин, возвратившийся из вынужденной в годы царской власти эмиграции. Паровоз этого поезда установлен возле здания вокзала, а на площади находится памятник.
Сейчас с вокзала отравляются поезда в Хельсинки, а также пригородные поезда, следующие в города Карельского перешейка.
Подробнее...
Адрес: пл. Ленина, 6 (ст. метро "Площадь Ленина") (показать на карте)
Был открыт в 1982 году. Здание возводилось в течение 10 лет, со всех сторон имеет балконы с навесами в виде парусов. Отсюда отправляются круизные суда и паромы в Хельсинки, Стокгольм, Таллин и Калининград. С 2011 года в 4 километрах к северо-западу на намывной территории работает новый большой вокзал, который способен принимать гораздо более крупные суда.
В здании работает гостиница, ресторан, таможенный пункт и сувенирные магазины.
Подробнее...
Адрес: пл. Морской Славы, 1 (показать на карте)
В петровские времена бывшая шведская усадьба Сарская Мыза была подарена царём И.Д. Меншикову, а позже перешла к жене Петра I, будущей императрице Екатерине Алексеевне. Здесь возникла летняя резиденция, значительно расширившаяся при Елизавете Петровне. Одновременно создавался и живописный парк с прудами и павильонами.
Часть территории заняла "китайская деревня", представляющая собой несколько домов в азиатском стиле. Работы с перерывами продолжались до середины XIX века. В годы войны парк сильно пострадал, некоторые постройки до сих пор не восстановлены.
Подробнее...
Адрес: Садовая ул. (перед Екатерининским дворцом) (показать на карте)
При строительстве Адмиралтейской крепости в начале XVIII века за крепостными валами оставили пустое пространство, которое можно было беспрепятственно обстреливать в случае нападения врага со стороны суши. Позже из-за роста города крепость утратила своё назначение и на лугу высадили берёзовые аллеи. При Анне Иоанновне сад стал местом народных гуляний.
В 1872 году в честь 200-летия со дня рождения Петра I начались работы по обустройству сада, который в практически неизменном виде сохранился до сих пор.
Подробнее...
Адрес: Сенатская пл., Исаакиевская пл. (показать на карте)
Во времена Анны Иоанновны здесь был кабаний зверинец, в котором охотились представители императорской семьи. Пруд использовался для подачи воды по каналу к фонтанам Большого каскада. Екатерина II пригласила садового мастера из Англии, который вокруг пруда устроил красивый парк, позднее на территории построили дворец и Берёзовый домик. Во время войны здания были уничтожены. Сейчас это одно из основных мест отдыха жителей Петергофа, куда можно попасть бесплатно.
Подробнее...
Адрес: г. Петергоф, Петергофская ул. (показать на карте)
Расположен на главной улице города - Невском проспекте, соединяет берега реки Фонтанки. Был сооружён в 1785 году на месте деревянного моста 1716 года. Своё название получил благодаря располагавшейся рядом во времена Петра I Аничковой слободе (в ней проживал батальон Аничкова). Знаменитые скульптуры укротителей коня появились только в 1841 году, когда проводилась полная перестройка конструкции. До этого времени вместо скульптур были башни, наподобие тех, которые можно видеть на мосту ломоносова или на Старо-Калинкином мосту.
Подробнее...
Адрес: Невский проспект, пересеч. с набережной реки Фонтанки (показать на карте)
Пешеходный мост через канал Грибоедова, расположенный недалеко от Казанского собора. Известность получил благодаря четырём скульптурам крылатых львов с позолоченными крыльями. Перейти по мосту старается каждый турист, обязательно сфотографировавшись с одним из львов.
Подробнее...
Адрес: наб. Канала Грибоедова, возле ул. Ломоносова (показать на карте)
Самый первый постоянный мост через Неву, был открыт в 1850 году, строился 7 лет. Ранее из-за оживлённого судоходства по реке приходилось пользоваться понтонными и наплавными мостами, а технология разведения пролётов считалась ещё слишком новой и сложной.
Высокохудожественное оформление перил выполнено по проекту А.П. Брюллова и представляет собой мифологических морских коньков, хвосты которых вплетены в орнамент.
Подробнее...
Адрес: Благовещенский мост, напротив площади Труда (показать на карте)
Возводился с 1909 по 1911 год и стал инженерным чудом того времени, общая длина - 335 метров. Мост выполнен из металлических конструкций, склёпанных между собой. Состоит из двух пролётов, опирающихся на бетонные основания. Средний пролёт состоит из двух разводных частей. В башнях находятся механизмы, управляющие подъёмом полотна при разведении, а также два противовеса по 530 тонн каждый.
Подробнее...
Адрес: напротив Красногвардейской пл. (показать на карте)
Единственный неразводной мост через Неву. Открыт в 2004 году на кольцевой автодороге в юго-восточной части города. Имеет вантовую конструкцию: пролёты держатся с помощью канатов, закреплённых на вертикальных опорах. Длина - 2800 метров, что делает его одним из самых больших мостов России. Состоит из двух частей, являющихся совершенно разными мостами (второй запущен в 2007 году).
Адрес: 85 километр КАД (показать на карте)